Полная Чухлома 2014. Дневники ходовых дней.

Понедельник, 08 Дек 2014

“Костромич: Ребят, а вы знаете, что не туда едете!
ЧухЭкипаж: !?
Костромич: Ну у вас наклейка Чухлома, а она – в другую сторону.”

Разговор на бензоколонке

“А что будет в 14м году?” – был первый вопрос, которым мы задались 5 ноября 2013 года, когда во второй раз мы пережили Полную Чухлому. Печальные события, расколовшие фундамент клуба “Там в России” и превратившие его в “Там-Клуб” грозовой тучей нависли над ГеоДжип Фестивалем “Полная Чухлома” и найти человека, который мог-бы однозначно и утвердительно сказать “Полной Чухломе в 2014-м быть” было сложно. Наступил 2014 год – год неожиданностей, срывающихся планов, терзаний и сомнений. Судьба нашего экипажа висела на волоске – идея пересесть на пузотера и оставить себе путешествия только по асфальту могла быть реализована. Но все случилось так как случилось – в августе стало известно, что в ноябрьские праздники Костромская земля снова примет в свои объятия желающих вырваться из Матрицы и погрузится в ЧухРеальность.

Регистрационный этап оказался не прост – только с третьей или четвертой попытки нам удалось протолкнуть командную заявку в почту организаторов без использования “административного ресурса”, потом у нашего экипажа начался непростой процесс смены автомобиля и последующей технической инспекцией всего установленного, потом неожиданно в нашей боевой экспедиционной команде стало на два скатанных экипажа меньше. Далее, словно по команде откуда-то свыше, с октября, напряжение и суета у каждого из экипажей стали закручиваться словно спиральная часовая пружина, силы и выдержка таяли и казалось, что вот сейчас щелкнет фиксатор, пружина начнет распрямляться, разбрасывая нас и все наши планы рухнут как карточный домик. Но пружина не сработала – 31 октября в 10 часов утра мы направили колеса нашего Малиныча на трассу М8 “Холмогоры” в направлении Костромской области.

Точка “рандеву” с экипажем Практиков была назначена на стоянке перед Никитским монастырем в Переславле-Залесском. Мы как-то раз уже бывали возле его стен, когда ездили в путешествие “Переяславль в Залесье” и кроме своей красоты, монастырь нам запомнился своими вкуснейшими пирогами и бутербродами с малосольной ряпушкой – рыбкой-эндемиком, которая водится в соседнем Плещеевом озере. На месте мы оказались несколько позже запланированного, но Практики были только на подъездах, поэтому мы решили немного заправится местными пирожками.

> Наши бодрые немодные экипажи готовы к поиску телепорта в Чухреальность.
Zoom in (real dimensions: 640 x 640)Изображение

> Горячие пирожки – наше все, даже больше.
Zoom in (real dimensions: 640 x 640)Изображение

Но вот команда в сборе – экипажи готовы, впереди 560 километров пути. В этот раз локацией для развертывания портала в ЧухРеальность был выбран город Кологрив и его окрестности. Организационно лагерей было всего два – первый лагерь принимал ЧухКоманды после приезда и первого ходового дня, спрятался не доезжая до Кологрива на берегу реки Унжи, и второй лагерь ожидавший путешественников после второго и третьего ходовых дней, примостился на берегу Неи. Дорогу от Судиславля до Мантурово, через Макарьев и Кадый, можно назвать приемлемой с большой натяжкой – при давлении в колесах 2 атм машину потряхивало весьма ощутимо.

Дорожная наблюдение “хозяйке на заметку” – тем, кто будет проезжать через Кострому в обеденное время (ну или до 18оо) очень рекомендую к посещению столовую, которая находится в подвале (дверь туда находится слева под большой вывеской “Столовая”) того-же здания где находится Костромской МакДональдс, в противоположной от него части. Правильная столовая с очень вкусной едой и весьма демократичными ценами.

А вот дальше, где-то под Макарьевом, произошло то, что определило весь лейтмотив нашего дальнейшего путешествия – случился разговор, который я вынес в пролог и о котором мы частенько вспоминали все оставшиеся три дня. Но тогда мы посмеялись и покатили дальше. Чем дальше по трассе мы продвигались в глубь Костромской земли, тем все более и более зимней становились окружающие пейзажи – вот уже и луна скрылась за тяжелыми плотными тучами, а вот и единичные снежинки начали пролетать наперерез бегу наших машин. После Мантурово повалил снег, словно белый пух ложась на все поверхности и сдувающийся от напора воздушного напора летящих наших машин. Концентрация на дороге и внимание к поведению машины повысились не взирая на долгий путь и темноту – дорожная обстановка явно переставала быть простой, периодически на дороге предательски блестело на льду отражение фар впереди идущего. И вот когда уже хотелось остановится на обочине и обессилено откинутся на спинку кресла, чтобы чуть-чуть передохнуть, появился он – указатель “ПЧ Там”, от чего сразу стало заметно легче.

> Утром сборы традиционно сопровождаются скоростным штудированием роудбука.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Завтрак на скорую руку.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> За ночь иний покрыл все остывшее железо машин.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

Рассказывать о первом дне много не получится – большая часть его прошла в длинном и достаточно унылом проезде через прямую как стрела просеку. Основной точкой интереса была выбрана Княжая пустынь. Описание этого чудесного места мы быстренько смогли увидеть утром, пока завтракали да за чаем-кофе обсуждали план на день. По пути туда решили заскочить в село Ильинское – посмотреть на церковь Илии Пророка постройки 1815 года. К сожалению, состояние храма оказались весьма удручающими, поэтому мы ограничились осмотром общего состояния. А далее наш путь лежал через селение Воймас на север к селению Советское, за которым, в пяти километрах севернее и находится Княжая пустынь.

> Церковь Илии Пророка в Ильинском.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Церковь Илии Пророка в Ильинском. Рука об руку, человек и время, превращают основы в песок.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Церковь Илии Пророка в Ильинском. Внутреннего убранства, равно как и внутренностей не сохранилось.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Наши кони в ожидании новых путей.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Лавка промтоваров в Ильинском – каким-то деревенски уютом веяло от домика.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Длинная и нудная дорожка вьется паралельно реке Унжа.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Русская прямая лесная дорога, которая при более теплой погоде могла быть чуть сложнее.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> По дороге к Княжей пустыни в поселке лесозаготовок Советский нас ждал брод. Некоторым Чухэкипажам он доставил проблем.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Мы преодолели этот брод, хотя у нас были определенные проблемы с герметичностью шноркеля.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> У детворы увлекательных зрелищ было на весь день – многие Чухкоманды построили свои маршруты через Княжью пустынь, а дорога туда пролегала через брод в Советском.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Морозы, стоявшие в октябре, надежно зафиксировали развороченную колесами тяжелой техники землю.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Морозы, стоявшие в октябре, сковали многие засады в надежный ледяной панцирь.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Порядочные герои всегда найдут обход.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Еловые ветви стоически переносят тяготые русской осени.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Не все броды и бродики замерзли.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

Как рассказать в одном абзаце, чем является Княжья пустынь я не знаю. Попробую суммировать своими словами. Княжья пустынь, это монастырь, построенные на средства то ли купца, то ли помещика Игнатия Фомича Цизарева. По приданию он охотился в этих краях и однажды на охоте над одной из осин ему привиделся образ Успенской Божьей Матери и он дал зарок поставить на этом месте монастырь. Слово он сдержал и в 1719 году монастырь появился на крутом берегу небольшой красивой речушки Княжья и стал местом паломничества многих верующих. Правда в 1762 году монастырь был упразднен, но недалеко от него появилась деревянная церковь которая стала основным местным приходом. А в 1842 году рядом появилась каменная двухэтажная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная на средства потомка Цизарева – Анастасии Микулиной. По устоявшейся традиции с приходом власти Советов “в кирпичной церкви были столовая, пекарня, магазин, а в деревянной показывали, кажется, кино”. Сейчас обе церкви находятся в весьма плачевном состоянии. И если деревянную церковь уже вероятнее всего потеряли, то кирпичную еще можно восстановить. Более подробный рассказ на портале “Заповедная Россия”. В 2013 году “Там-Клуб” проводил вылазку на Княжью пустынь с целью собрать там домик для поломников.

> Кирпичная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Точнее то что еще от неё осталось.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Внутри сохранились только перекрытия. Сейчас ведутся мероприятия по восстановлению храма – хочется верить, что людям удастся завершить это благое дело.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

> Вот и все что осталось от деревянной церкви.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Такие надгробные плиты напоминают нам о людях, для которых Костромская земля была Родиной и для кого Вера была опорой в жизни.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

> Среди могучих стволов, от посторонних глаз, спряталось кладбище.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

> Кругом замороженная растительность: грибы, ягоды, трава, земля…
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

Посмотрев красоты Княжей пустыни, побродив среди сосен-великанов и поприветствовав Андрея Рейнджера, который в этот раз был в команде Пикап Клуба, мы направились к одной из срезок, которая должна была помочь нам обойти красный эгегейский пунктир и через реку Великая с одноименным урочищем-деревней выйти с севера к Кологриву. Идею этой срезки нам подсказал Андрей Разгром утром в лагере возле стенда с картой на день – cделав задумчивый вид сказал нам “по-секрету”, что вот тут, чуть ниже, есть чудесная срезка. За чудесную срезку мы приняли давно не езженую лесовозку, которая через болотинку вывела нас к каверзному спуску вниз и уже он, в свою очередь, вывел нас к чудному мосточку… немного недостроенному или недоразобранному. Так как нас было всего две машины, соответственно всего две пары мужских рук, а строительство моста потребовало нечеловеческих усилий этих самых рук, мы попробовали найти брод, но поиски эти ничем не увенчались.

> Дорога, внешне простая, в паре мест приготовила небольшие западни.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Болотина хоть и промерзла, но лед все равно тонкий, машину не держит, а под ними качественная смесь.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

> Вот такой мосток превратил нашу дорогу, в дорогу не туда…
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

Скрепя сердце мы были вынужденны разворачивать наших коней в обратную сторону. На обратной дороге нам повстречался генерал Разгром, который с удивлением констатировал что: совсем не эту дорожку в лагере он называл “чудесной срезкой”, а конкретно эту дорогу они даже не прокатывали, да и вообще мы отморозки, в самом лучшем смысле этого слова. На этом мы распрощались и двинулись в обратную сторону, по дороге возжелав “засмотреть” что-нибудь любопытное еще. Из любопытного попалась 22ая точка – Богородицкорожественская церковь 1790 года в Шоргутово. Точка была рядом с лагерем, поэтому решили туда “забежать”. Пометавшись в ночи по деревне с полыхающими люстрами и “не солоно хлебавши” в полнейшем недоумении отправились в лагерь отдыхать.

Использовались материалы порталов и статей:
- Заповедная Россия
- Храмы России

Рекомендую к ознакомлению:
- Постчухломской бред часть 1. Мысли о Полной Чухломе сразу после возвращения. Автор: 9orblnbl4
- Отчет команды “Автотропа” о Полной Чухломе 2014

«Нет дороге окончанья, есть зато ее итог:
Дороги трудны, но хуже без дорог»

Ю. Визбор

На второй день был запланирован длинный маршрут потому, что базовый лагерь переезжал из окрестноей Кологрива мы перемещались на Запад к реке Нея и городку Антропово. Ну и кроме того длинные перегоны чередовались с большим количеством точек интереса.
Со свежими силами приступим.

> Вид из нашей спальни на окружающую действительность, который нас весьма радовал.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

Начать решили с ближайших к лагерю точек и найти все-таки в Шоргутово церковь. Перед Шоргутово мы заехали посмотреть церковь Троицы Живоначальной в Запоженье, которая была видна из лагеря. Церковь находится на возвышении и от её основания открываются прекрасные виды на окружающую нас тайгу и на первый лагерь. Многие команды решили посмотреть эту церковь, поэтому мы оперативно выдвинулись на запланированный маршрут. На въезде в деревню Шоргутово появилась информация из роуд-бука… церковь давно разрушена. Face palm всей командой.

> Церковь Троицы Живоначальной в Запоженье виднеется из лагеря.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Церковь Троицы Живоначальной в урочище Павликово притаилась среди молодого елового подлеска.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Сохранившиеся фрески в церкви.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Сохранившиеся фрески в церкви.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Сохранившиеся фрески в церкви.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Ржавеющие обломки.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

> Возле церкви активно добывали камень. Когда одна из стен рухнула на экскаватор и водитель чудом уцелел, то добычу прекратили.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

> От основания колокольни открывается чудесные вид на окрестности и на ЧухЛагерь.
Zoom in (real dimensions: 800 x 534)Изображение

> Костромская тайга кругом и везде.
Zoom in (real dimensions: 800 x 534)Изображение

В силу запланированного длинного маршрута на второй день пришлось ограничиться “обзорной” экскурсией по Кологориву, о чем мы сильно сожалели, проезжая через него. Город производит весьма приятное впечатление и кажется очень уютным и спокойным, каковым он и является. В городе стоит много домов с резными наличниками, деревянной отделкой фронтонов и резными украшениями торцов крыш. Основной точкой интереса этого дня у нас было урочище Шлыково, дорога к которому была красно-желтого оттенка. Уже дома я наткнулся на интереснейший отчет о путешествии по Кологриву и его окрестностям и решил в обязательном порядке его отметить тут – столько много фотографий и любопытной информации в одном месте мне не попадалось. Собственно вот он – Кологривский морок на сайте holiday-trips.ru

По пути залетели на бензоколонку ТНК под Кологривом, где стоял одинокий ТЛК 105, а его пилот поделился с нами талоном на скидку при заправке – очень приятно. Пока я думал – лить или не лить, пока ковырялся в багажнике, пока бодяжил присадки к топливу, к нам в хвост встал УАЗка головастик. Кругом было тихо и спокойно, кричали птицы, умиротворяюще тарахтел наш мотор. Выйдя из магазинчика-кассы я внезапно оказался в ЧухЛагерь – ко всем имеющимся колонкам подкатили по два-три внедорожника увешанных разномастным железом, хай-джеками, сенд-траками, фарами разных калибров, ощетинившиеся хвостами СВ и УКВ антенн. У пилотов глаза горели, штурмана потягивали чай и кофе, сверяясь с картами от ЧухОргов, некоторые экипажи перебрасывались шуточками, но все были по деловому собраны и расторопны. Жизнь кипела, а царившее ранее спокойствие было решительным образом нарушено. У мужичков в УАЗке головастике, стоявшем у нас в хвосте, глаза раскрылись так широко, что могли по размеру поспорить с фарами УАЗки. Помахав их рукой и подняв вверх большой палец в знак глубочайшего одобрения всего окрестного мы отчалили и направились по маршруту.

> Силами ЧухУчастников энергия праздника была принесена и сюда.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Вид на Кологрив с противоположного берега Унжи.
Zoom in (real dimensions: 800 x 587)Изображение

Полистав роудбук, мы решили сделать небольшую петельку и заскочить в одну из точек первого дня – село Павлово, которое до 60х годов называлась Вонюхом и которое является родиной генерала армии Павлова Д. Г. (статья в Вики). Село Павлово, кроме известного земляка, может похвастаться тем, что в нем спрятался Варварин ключик и деревянная часовня 19 века, чудом сохранившаяся, но на неё уже положили глаз охотники за деревом (история Варварина ключика и попытки реставрации ). Непередаваемые чувства настигают в этом месте – шелестит сухая трава на морозном осеннем ветру, звонко журчит водичка, бегущая по деревянному желобу и срывается вниз, а кругом тишина. Перебравшись на другую сторону речушки Ичежа дошли до часовни Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению охотники за бревнами оставили тут свой след – довольно внушительная часть стены беспощадно выпилена. Увы, души людски неумолимо черствеют. С этой печальной мыслью мы направились обратно к источнику, чтобы набрать воды и отправляться дальше в путь.

> Память об известном земляке и сыне Костромской земли.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> А вот и Варварин ключик.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

> Часовня спряталась среди молодого подлеска.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Неумолимая рука времени вносит во все свои коррективы.
Zoom in (real dimensions: 800 x 587)Изображение

> Вода источника весьма приятна на вкус.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

Основное направление до съезда к урочищу Шлыково – пыльный грейдер весьма неплохого качества, хорошо промерзший и местами заледеневший, то взлетающий вверх, то ныряющий в низины, а иногда убегающий за угол леса. А вот и нужная деревня, а за ней снова лесные дороги, взорванные тяжелой техникой, вывозившей лес, широкие лужи, под крепчающим, но все равно тонким, панцирем льда и словно каменные гребни – промерзшая грязь, выдавленная из колей колесами тяжелых машин. Для разнообразия встретили заледеневший провал к мостку и таким-же крутым выходом – прекрасный опыт для всех тех, кто уверен что зимой МТ-резина “валит и едет”. По дороге к урочищу упражняемся в пилотировании по межколейнику, осложненному движением с горы или в гору. За лавированием среди ям и колей дорога незаметно вывела нас к деревянному цилиндрическому зернохранилищу, а от него рукой подать до Шлыково. Деревня Шлыково, когда-то многочисленная, сейчас представляет собой обычную деревню, ничем не показывающую свою печальную судьба, только улицы и дворы заросли травой больше обычного, обвалились заборы, да в некоторых домах окна разбила или непогода, или неразумные люди и над этим всем, ставшая неизменным спутником всех Чухэкипажей, висит звенящая тишина.

> Небольшие обледеневшие горочки.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Дорожку можно назвать простой условно – раскатанные горки требовали аккуратной работы газом и отсутствие спешки.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Зернохранилище из дерева – такие сооружения в средней полосе большая редкость.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Деревня Шлыково, хотя уже можно назвать её термином “урочище”.
Zoom in (real dimensions: 800 x 587)Изображение

> Деревня Шлыково, один из пятистенков, которые раньше хранили тепло жизни живущих на этой земле, но под гнетом времени все больше и больше врастал в землю, возвращаясь к своим корням.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

Если проехать еще пару-тройку километров в глубь, кажущегося глухим, молодого подлеска и зрелого леса, то среди гигантских дубов, вперемешку с не менее гигантскими соснами, всплывает чернеющей громадиной Николаевская церковь на погосте села Шлыкова. Церковь, построена в 1914 рядом на средства прихожан села Паломы и купеческой вдовы из Кологрива – Анны Ивановны Юдиной. После войны церковь “переквалифицировали” в школу, куда приезжали учится детишки из окрестных деревень (по дороге к Шлыково мы не видели ни одной деревни на протяжении 2-3 км, что немного указывает на то, что раньше окрестных деревень было значительно больше или-же самая деревня Шлыково была весьма большой и обширной) и в такой ипостаси она была оставлена людьми. Об исходном предназначении напоминают только заложенные входные ворота в храм, которые “в последствии” стали большими окнами, да характерные очертания всего здания. О школьных годах говорит оставшаяся внутри бело-синяя окраска школьных стен. Хотя церковь находилась на кладбище, но до наших дней не одного намека на него не сохранилось. В общем посещение Шлыково настроило нас на философские размышления, под которые оказалось неплохо ехать обратно.

> Николаевская церковь возле села Шлыково.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Николаевская церковь возле села Шлыково.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Трафик и пробки.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

По пути назад “встряли” в небольшую пробку – на том самом мостике с крутыми ледяными спуском и выходом вынимали УАЗичку, неаккуратно уперевшуюся задним мостом в бревно, торчащее из моста. Перед нами оказались две машины, с которыми мы потом практически след-в-след прошли весь оставшийся путь, заехав в Гусево. Дорога до этой деревни была достаточно напряженна именно по концентрации внимания пилота, так как засад как таковых не было, но были гребни застывшей грязи и льдины луж, таящих в себе неясную пучину. Но были и веселые неожиданности, вот одна из них – мы выскочили из чащобы на очередную дорожку, взорванную большими колесами и в таком состоянии замерзшую, а эта дорожка оказалась одной из секций спецучастка трофи-рейда “Сусанин-Трофи”. Теперь в шутейном разгворе можно легко обмолвится, что мы легко прошли участок Сусанин-Трофи и при этом даже лебедку не разматывали. Преодолев несколько километров такой вот “условной” дороги мы наконец-то добрались до Гусево, в котором стоит Церковь Воскресения Христова постройки 1857-1868 годов, хотя основана она была еще раньше – в 1648 году, но время внесло коррективы в форму здания. К сожалению храм оказался закрыт, а ломится в символически закрытые ворота (на воротах в петлях весел открытый замок) мы не стали, а в связи с наступлением послеобеденного времени мы решили выехать из деревни и сделать небольшой привал.

> Лед на многих ручьях-речушках предательски тонок.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Дорожка. В очередной раз благодарим погоду, что все замерзло, иначе борьба была-бы жаркой.
Zoom in (real dimensions: 601 x 800)Изображение

> Участок Сусанин-Трофи мы прошли ;)
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Церковь Воскресения Христова в Гусево 1857-1868 годов постройки.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

> Мы подумали, что это – оригинальное решение скворечника, но на самом деле просто будка.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

От Гусево начинался вполне себе приличный асфальт, который должен был нам помочь побыстрее преодолеть участок в 60 км, отделявший нас от следующего “спецучастка”. Между тем уже начало смеркаться да и организм как-бы намекал, поэтому стало очевидно, что перерыв на “перекусить” был необходим, поэтому съехав в поле мы принялись за трапезу. На обед у нас был припасен белый хлеб и прекрасная охотничья колбаска местного производства, полученные утром на выезде из лагеря заботливыми Чухоргами. В 2012-м году нам выдавались такие-же пайки с наказом: “Чтобы лучше колбасилось!”. Кстати, если в городе вы не любите пить горячие напитки, то в глуши Костромской тайги такая, кажущаяся обыденной в буднии дни, вещь, как кружка горячего чая (или кофе) приобретает особую ценность и доставляет несказанное удовольствие. Но это все лирика.

> Небольшое лирическое, можно сказать “обеденное”, отступление.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

Участок асфальта в 60 км, после целого дня лавирования среди замерзших до окаменения грязевых колей, казался чем-то прекрасным, не взирая даже на то, что его состояние местами было весьма посредственно. Через некоторое время оказываемся у нужного нам поворота на желтую дороженьку, уводящую куда-то в глубь леса в направлении Кужбал – Заингирь – Тотомица. Дорожка, в лучших традициях то была идеально ровной и гладкой, то превращалась в замерзшие участки боевых действий, выглядевших со стороны весьма жутко. На одном и скачков по замерзшим колеям у Практиков отрывает крепление багажника – Лешка весь вечер искал источники стука неясной этимологии и вот “хороший” стук себя проявил. Пришлось делать незапланированный привал и в ночи переставлять “боевую подводную авианесущую байдарку “с Практиковой крыши на нашу экспедиционную корзину и притягивать её грузовыми стяжками. Честно говоря я сильно переживал на счет того, как я довезу “боевую байдарку” сквозь лес, но ничего страшного не произошло и мы продрались через лес и даже с ней доехали до Москвы. По дороге мы проехали через два села с необычными названиями – Кужбал и Заингирь. В селе Кужбал стоит две церки – Воскресения Словущего, построенная из дерева в 1762 году, и церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная из кирпича в 1822 году – к нашему сожалению увидеть что-то интересное в темноте было сложно, поэтому мы просто смотрели и удивлялись – размаху, величию и запустению. Дальнейший наш маршрут проходил через село Заингирь, в котором стоит каменная церковь Троицы Живоначальной, постройки 1892 года. Единственное что нам удалось – осветить общий контур сооружения люстрами машин и немного полюбоваться величественным храмом, который пытаются восстанавливать и это вроде неплохо получается.

> Экстренное переоборудование машины.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

Дальше была самая увлекательная игра – найди в лесу путь к поселку Тотомица. Собственно главная проблема этого поиска была в том, что в очередной раз мы лихо махнули в неезженный поворот, куда вели следы жипов. И вроде ехали мы в правильном направлении, и по следам, и на развилках мы шли по самому правильному, как нам показалось, пути. Но, не доезжая 10-12 км до Тотомицы, мы оказались возле исчезнувшей техники. Следы шли, шли и вдруг кончились. По топографическим картам шли мы как нужно, но вот неожиданность. Протопав ножками метров 300 ночного глухого леса пришлось констатировать, что впереди нас ждут следы трелевочника, который конечно тут давно не ездил, но следы его разрушительной деятельности вполне себе остались до сих пор. Мнения разделились – возвращаться и искать нужную своротку или героически рубится всю ночь.

На заре нашей молодости, на одной из вылазок, встретился нам опытный дядечка Сережа (на его машине была наклейка “4х4 Тур”, но был-ли он из этого уважаемого клуба или нет, я не знаю), который, глядя как мы самозабвенно копаемся в очередной колее, выкорчевывая машину одного из участников, заметил: “Если вы видите Жопу, то можете быть уверены – где-то рядом обязательно есть объезд этой жопы. Человек, создание ленивое, поэтому рубится по несколько раз в одном и том-же месте не будет и потому как можно быстрее найдет или проложит объезд. Это действительно и в степях Казахстана, и в лесах Карелии, и на курумниках Хибин и Урала. Везде человек одинаков.” Хотя с тех пор прошло очень много времени (!:)), но мы часто вспоминаем его слова в наших вылазках и каждый раз они действуют безотказно. Вот и в этот раз схема сработала, подтвердив тем самым правило – стоило пройти на 20 метров в сторону от взорванной трелевочником дороги, как обнаружился вполне хороший, ровный и плотный объезд, а съезд на него оказался как раз рядом с головной машиной. Немного пороняв сломанные кем-то, проезжавшим за долго до нас, деревца мы вышли на объездную дорожку и продолжили продираться сквозь густой лес в направлении второго лагеря.

> Картина леса, выбеленного и освещенного мощной “люстрой”, окружала нас на протяжении всего вечера.
Zoom in (real dimensions: 800 x 517)Изображение

Фотографий леса и той дороги у нас не сохранилось, что жалко, но этот опыт был бесценен. Оставшиеся километры мы проскакали на одном дыхании и достаточно однообразно – словно ледокол льдины, мы раздвигали нависающие над дорогой еловые ветки бортами машин, преодолели по дороге симпатичный мосток. По красивой и непростой дороге, тянувшейся вдоль русла реки, мы вышли к бывшему депо УЖД в Тотомице. Дальше дело осталось за малым – найти правильный съезд ко второму лагерю, в котором нас ждал глинтвейн/грог, горячий чай и отдых.

> Схема ЧухЛагеря – все предельно понятно и наглядно.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

Использовались материалы порталов и статей:
- Кологривский морок
- Полная Чухлома 2014. Кологривский тупичок
- Храмы России

Рекомендую к ознакомлению:
- Видео о чудесном резчике Александре Большакове
- Отчет команды “Хуторок” о Полной Чухломе. Автор: Алексей “Leshco”

«Из всех, прошедших этот трудный путь,
Вернулся ли назад хоть кто-нибудь?
В дороге ничего не оставляйте –
Обратно не удастся повернуть»

О. Хайям

На третий день ходовой план у нас был скромным – мы планировали совершить небольшой вояж на север от лагеря, вдоль восточного берега реки Неи, проскочить бродик на ней, который был отмечен у ЧухОргов как проезжабельный, и дальше уходить западнее – через Потрусово в направлении Николо-Ширь и завершая кружок вернутся на исходную. Наученные опытом минувшего дня, когда скромные 10 километров проходили почти 2 часа, мы сознательно решили не намечать длинный и сложный маршрут, обильно сдобренный точками интереса, а пройти “короткую” петлю, так как сюрпризов по дороге нас могло ждать очень много, учитывая что большая часть пути лежала через лесной массив.

Утро встретило нас солнечной и морозной погодой и, не взирая, на то, что в лагерь мы прибыли позднехонько, к восьми утра нам удалось принять прямоходящий вид и даже начать двигаться осмысленно, собирая завтрак. Горячая еда пробудила нашу волю и придала новых сил и через пару часов нам удалось выдвинутся на маршрут. Но на этом наши правильные и удачные свершения как-бы и закончились.

> Несфокусированный штурман – погода отчищает небо от туч, висевших весь минувший день и всю прошедшую ночь, чтобы целый день освещать мир яркими лучами осеннего солнца.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

> Ваш покорный слуга заряжается утренним кофе, попутно раздумывая о дне минувшем и дне грядущем – утром в лагере как-то особенно хорошо думается.
Zoom in (real dimensions: 640 x 640)Изображение

> Неожиданный такой осенний пейзаж, выполненный в белых тонах.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

Первый звоночек прозвучал когда мы выбрались к броду на Нее, который был отмечен на картах как проезжий. На берегу стояла команда ПикапКлуба и размышляла о дальнейших планах по преодолению этой преграды. Оказывается ребята уже часа как два стоят у этого брода. Сразу по приезду они в азарте начали пилить лед, готовя плацдарм для штурма брода, но попутно выяснили, что в середине реки уровень воды гарантированно доходит до верхушки штурманских Вейдерсов, что сулит определенные проблемы машинам и их экипажам. Мы постояли вмести с ними на берегу, поморщили мозги и стало совершенно очевидно, что и нам тут ловить нечего – глубина в 1,5 метра ставила жирный крест на нашем плане по преодолению этого брода. Попрощавшись с ребятами и пожелав им удачного штурма мы развернулись и поехали в обратную сторону – дорожная петля принимала не совсем нужный вид.

> Река Нея замедляет свой бег, чтобы укрыться на долгую зимнюю ночь одеялом из льда и снега.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Сколько не морщь мозги, а придется возвращаться – есть пределы, за которыми начинается никому ненужное необратимое разрушение.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Прячемся по углам, чтобы не перекрывать дорогу если на ней будут неожиданно мчать машины ЧухЭкипажей.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Неожиданные тупики встречались нам несколько раз, изменяя направление нашего движения – неожиданные завалы, охотничьи засидки, следы лесозаготовительной деятельности.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

А дальше началось самое веселье – для начала мы проскакали пару нужных поворотов и начали тропить новую дорогу по лежавшему в лесу снегу, потом мы несколько раз упирались в лесозаготовительные делянки, несколько раз приезжали к охотничьим засидкам, откатывались назад к пройденным развилкам, проходили объездами, в завершении первого акта всех этих плясок мы выбрались к урочищу, которое никаким образом не фигурировало в картах Чухоргов. В общем натуральным образом плутали, вместо того, чтобы идти по прямой дорожке, которая была отмечена на карте. Финалом наших мытарств можно считать встречу с командой отчаянных Джимниводов под предводительством АнныК в сопровождении УАЗки-буханочки, которые выскочили с какой-то боковой дорожки. В беседе мы выяснили, что команда выехала из лагеря час(!) назад, прошли все без засад и проблем, а вот где мы шлялись почти четыре часа – было неясно. Но с другой стороны получалось, что мы наконец-то вышли на путь, который был задуман Чухоргами. Дальнейшая дорога оказалась не сильно сложной – только в одном месте мы лихо встряли в какую-то ямищу, выкопанную тяжелой лесозаготовительной техникой, упершись передней осью в полку, образованную толстенным корнем стоявшего поблизости дерева и заледеневшим грунтом. Второй экипаж увидел нашу борьбу за жизнь решил не поддаваться искушению и прошел засадную поляну по бровке, где оказалось и сухо, и твердо, и вообще лучше во всех отношениях. Понимая, что мы уже не успеем ничего интересного увидеть в светлое время, решили сделать привал с целью пообедать и подумать, как скорректировать наши планы в свете текущих раскладов.

> Дороги хранят в себе засады.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Грязь и лед. Лед и грязь. Проезжая в одну сторону мы взламывали ледяной покров, а проезжая в обратную сторону, словно миксером, взбивали получившуюся субстанцию из грязи и льда до получения однородной жижи.
Zoom in (real dimensions: 800 x 600)Изображение

> Даже объезды засад иногда проходят через засады, правда меньшие.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> По дороге несколько раз размотали лебедку.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> На обртаном пути штурмана приходится чаще пускать вперед машины – найти дорогу среди развороченного ранее бывает затруднительно.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> Препятствия, кажущиеся летом несущественными, обрастая напластованиями льда превращаются в неприятную, но проходимую лужу.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

> И еще раз размотали лебедку – судя по глубине вырытого, многие наши предшественники занимались тут тем-же самым.
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

Особенно корректировать мы ничего не стали – все равно самый короткий круг нашего маршрута подразумевал выход к чему-то интересному уже с приходом сумерек. Поэтому спокойно пообедали, подышали свежим воздухом и направились по генштабовской топографии в сторону села Новоселово, с целью выйти в Николо Ширь. Как мы не поторапливались, а выйти из леса удалось только в сумерках. В этом месте история нашей Чухломы 2013 года повторилась, но с точностью до наоборот – в тот раз мы продирались с поля от Ефремий-Ширя, а по дороге от Новоселово ехал Рейнджер с Миксером, а в этот раз с поля выходил Андрей Рейнджер, правда без Юры Миксера, а мы ехали по дороге из Новоселово. Как говорится – место встречи изменить нельзя. Честно мы заехали в Николо Ширь, чтобы увидеть церковь иконы Казанской Божией Матери построенную в 19-м веке, но ночь неумолимо ложилась на землю, скрывая контуры и краски и увидеть что либо можно было только в свете фонарей и люстр.

> Мой штурман нашел себе нового друга по имени Филя и собирался его похитить.
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

Когда мы оказались на асфальте, то у второго борта при торможения появился страшный скрежет – ступичный подшипник подумали мы. Для полноты повторения истории именного этого нам не хватало. Заехали на бензоколонку в Парфеньево, чтобы пополнить запасы топлива и напугать женщину-кассира – по выражению её лица было ясно, что услышав эти душераздирающие звуки она уверовала в то, что мы собираемся выкорчевывать топливораздающую колонку. Пока топливо заливалось в баки, провели беглый осмотр трансмиссии – по всем признакам было похоже на умершие колодки, а вскрытие в лагере показало что мы оказались правы и задние колодки на Паджере не сдюжили и сточились до железок. Чухлома забрала свои железячки. Но это было следующим утром, а мы после бензоколонки в Парфеньево покатили в Потрусово и из него в сторону Тотомицы и лагеря. Дорога до Потрусово запомнилась своей пыльностью – кругом зима, мороз, лежит снег, а на грейдере – по-летнему стоит пыль столбом от проезжающих машин. В Потрусово стоит церковь Преображения Господня, постройки 1828 года, мимо которой <a href=”http://ru-discoverers.livejournal.com/8430.html”>мы проезжали в 2012 году</a>, а в этом году побродили возле неё с фонариками. В очередной раз подивились громадине здания церкви – какой большой и удачливой была деревня, если люди смогли “всем миром” построить такую красоту.

Дальнейшая дорога до лагеря представляла собой ледяные горки среди ночного леса, которые нам пришлось преодолевать. А чем ближе к лагерю мы подбирались, тем больше экипажей стекалось к Тотомице – на подъездах к деревне попалось большое поле и со всех сторон виднелись стайки светлячков, движущихся к единой точке. Не знаю как лучше и точнее описать эти ощущения, но чем ближе к лагерю мы подбирались, тем отчетливее в воздухе чувствовался какой-то праздник и какое-то всеобщее веселье и радость – заезженный штамп, всплывший в памяти показался самым удачным – хотелось петь и танцевать. А в лагере в этот вечер было действительно необычайно людно – все команды и экипажи старались успеть вернутся, на поляну перед палаткой Чухоргов приезжали машины разной степени подготовленности и самых разных размеров – от маленьких и увертливых Джимников, шумных и многочисленных Кайронов, до неторопливых гигантов-громадин Тойот и Ниссанов, кого-то волокли на жесткой сцепке – Чухлома щедро забирала свои железячки. А потом было вручение памятных сувениров и прощальный костер, от которого в душе становится жарко от чувств переполняющих тебя, от бешеной энергетики, висящей на поляне, и немного грустно от того, что как и в жизни, все кончается. Вернувшись к нашему лагерю мы вкусно поужинали, опрокинули немного согревающего внутрь и отправились на боковую отдыхать, а в лагере тем временем продолжался праздник с песнями и плясками.

> Наш экипаж: Я и мой штурман София
Zoom in (real dimensions: 800 x 533)Изображение

На следующий день был завтрак, замена выработанных колодок у Паджеры и долгая задумчивая дорога домой. В третий раз мы покидаем Чухреальность в каком-то чуть измененном состоянии души, с чуть другим взглядом на прошедшее, с чуть другим пониманием происходящего, да и просто в целом чуть другими, хочется верить, ставшими чуть лучше.

> Дорога домой с веточкой елки, которая два дня проездила на верхнем багажнике
Zoom in (real dimensions: 600 x 800)Изображение

Моя Полная Чухлома Ждет Всегда!
Zoom in (real dimensions: 960 x 960)Изображение

>Поток мыслей о Чухломе на Драйве2<
>ПЧ2014. Дневник ходовых дней. День первый.<
>ПЧ2014. Дневник ходовых дней. День второй.<
>ПЧ2014. Дневник ходовых дней. День третий.<
>Я и наш Машин на Драйве2<

Расскажи друзьям:
  • Одноклассники
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • email
  • Facebook
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • MySpace
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Twitter
  • Блог Li.ру
  • Блог Я.ру
  • Сто закладок
  • МоёМесто.ru
  • БобрДобр
  • Google Buzz
  • Add to favorites
  • PDF

Рубрики: Отчеты о поездках, Церкви и монастыри

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Ваш отзыв