Таинственный Шатур

Пятница, 29 Апр 2011


На путешествие по мистическому Шатурскому району сподвигло нас потерянное в глухих лесах, среди непроходимых болот, село под названием «Шатур», расположенное в северо-восточном углу Егорьевского района, которое некогда было торговым и духовным центром этих мест.

На точку сбора прибыли рано, насколько это было возможно, маршрут предстоял достаточно протяженный и, в значительной мере, сложный. Лучше выехать пораньше, нежели, вернуться к утру. Встретились в Люберцах, у Мака, составом Ford-trucks-club’а из пяти экипажей: Мы, Паша (Pavel), Дима (*delete*), Дима (Khatet 745), Леша (Сергеич).

Спешно употребили высококалорийной пищи и в полусонном состоянии направились в сторону Шатуры. Дорога ничего сверхестественного из себя не представляла, до того момента пока… Пока у Димы Delete (далее Дима d) не приказал долго жить автомат. В один момент эксп перестал реагировать на акселератор при загруженных передачах. Пара минут нехитрой полевой диагностики на обочине и всем все стало ясно, от того – грустно.

Машину решили оставить на территории одного из придорожных кафе, а затем подцепить на обратном пути. Дима d пересел в авто к тезке и колонна вновь продолжила двигаться далее по маршруту. Но, не тут-то было… Мой полудохлый (еще заводской) аккумулятор наотрез отказался выполнять свои прямые обязанности. Приключения, настигшие нас задолго до офф-роуда, несли в себе смесь адреналина с разочарованием. Подкуриваемся от Диминого Навигатора и, наконец, выдвигаемся.

Позади несколько часов дороги и мы почти на месте съезда с асфальта, который весьма внезапно кончился, впрочем, так всегда и бывает. Едем по грейдерам до Сабанино, но тут, понимаем что пропустили нужное ответвление в поле. На кругу, в середине деревни, под пристально-испуганные взгляды местных, разворачиваем пять машин. Возвращаемся метров на 200 и уходим на влажную полевую дорогу. Паводок, глинясто-торфяные почвы и недавние сельскохозяйственные работы добавили экстрима. 300-400 метров полевой дороги позади и приходит осознание, что все не так просто, как казалось на первый взгляд. Легкое, неуловимое для окружающих ощущение тревоги и мысль: «А надо-ли?». Ну а для чего мы, собственно, тогда приехали – только вперед. Малость помесив грязь, проходим полем около 1 км и упираемся в большой и темный лесной массив. Как и полагается, предварительная разведка: дорога, уходящая в лес значительно лучше, т.к. место немного выше. Коллективно принимаем решение двигаться вглубь сказочно-мрачного леса. На подъезде к пригорку нас ожидала перавя серьезная топь, которую играючи преодолевает Навигатор, а за ним и братья меньшие.

Через 400-500 метров весь наш караван остановили  колеи мужского автомобиля «Урал», видимо, лесовоза. Устройства навигации с полной уверенностью указывают движение в том самом направлении. Бесперспективно. Марсоход «Спирит» быстрее заберут с красной планеты, нежели нас отсюда, в случае негативного развития событий. Естественно, клиренс у нас чутка не дотягивает до ураловских 450 мм. Пришли к выводу, что будем лежащие бревна класть непосредственно в колеи. Спалив бак топлива на бензопиле, порезали весь хлам, этим гарантировали себе метров 50, на первый взгляд, беспроблемного проезда. Не учли один важный момент – дальнейшее продвижение по глинистому месеву. А опасаться было чего. По закону жанра, это стало понятно позже, когда прогулялись определенное расстояние вперед о колеям. Видимо, дальше завяз и сам Урал, размесив все до глубин, сопоставимых с Марианской впадиной. Посоветовавшись, решили пройтись пешком левее, в лес, на поски параллельных (нет, не миров) дорог, о чем нам ненавязчиво поведало GPS-устройство.

Эхом послышался звук двигателя УАЗ’а, что подтвердило догадки GPS-навигатора. Метрах в 50, в стороне, проходит другая лесная дорога в нужном нам направлении и, судя по всему, в нормальном состоянии. Откатываемся реверсом до развилки и сворачиваем на ту самую дорогу, по которой шел УАЗ.
Лесная дорога привела нас на просеку ЛЭП, где по объективным ощущениям, совсем недавно подрезали деревья и ровняли грунт. Повсюду свежие следы трелевочников и ямы от выкорчеванных пней. На просеке нас ожидало еще одно открытие. По выезду из леса мы, бодро спрыгнув из машин на разведку, начали медленно и эффектно проваливаться в грунт. И это, учитывая мою массу, далеко не самое серьезное удельное давление. Чем-то напоминает зыбучие пески – ощущения, прямо скажем, не из приятных. Дальше ехали «наощупь» и обязательно с предварительной разведкой. Как быстро тонут в болоте 2,5-3 тонны, надеюсь, никому объяснять не нужно. АТ-шные шины, практически сразу сдвигая верхний слой почвы, быстро тонули в жиже. По просеке мы двигались крайне медленно и, что вполне естественно, на нервах. Динамические стропы было решено не отцеплять, а джек далеко не убирать. Место специфично тем, что любое лишнее нажатие на акселератор, ту же секунду приводило к посадке на раму и усердной работе подручным спасательным инструментом. Отчасти спасало лишь пониженное давление в шинах.
Пока мы в очередной раз откапывались, мимо, в обратном направлении, проскочил тот самый УАЗ. Будучи абсолютно в стандарте, он уверенно шел по самым топким учаскам, не выбирая дороги. Что значит, в разы меньшая масса, даже при идентичной схеме парт-тайма.


Проходим очередную большую лужу и дорога уходит с середины просеки – левее, к лесу. На этом самом месте, прямо на изломе направления, крепко садится Павел. Получаем ЦУ от наиболее опытного в данном вопросе Димы d и снова разворачиваем спасательный инструмент. Дергать тросом очень сложно, ввиду строго ограниченного направления и крайне малого наличия более-менее плотного грунта. Копаем минут 30-40. Выбрав единственно возможную траекторию для рывка, достаем эксплорер Паши и острожно, по очереди, обходим опасный участок. Нельзя уходить с траектории ни на метр в сторону.

Снова заезжаем в лес. Выбор у нас не большой, на этот раз направление одно. Почва твердая, есть минута, чтобы перевести дух. Едем неприлично медленно, во избежании порвать боковины шин, в колеях лежит много острых веток. Пройдя метров 400 по лесу, упираемся в очередую серьезную, водно-грязевую преграду. Навигатор плывет первым, размесив приличные колеи. У всех остальных на этом отрезке трудностей вроде-бы тоже не возникло.

</lj-embed>

Продолжаем движение. Миновав засаду, проходим все глубже и глубже в леса. Дорога с каждым метром ухудшается, а сомнения в возможности достижения цели нашей поездки на сегодня – усиливаются.
На часах почти 16.00, а впереди еще километра 2 жесткого направления. Дорога уходит правее и, за поворотом, раскидывая по сторонам комья грязи уверенно скрываются Димы на Навигаторе, а за ними и Паша. Вижу впереди пригорок, от души смазанный грязью. Так сложилось, что при въезде я поджал тормоз, чисто рефлекторно, а затем, в зеркале заметил, что Леха после остановки не смог тронуться и шлифует на месте. Оказалось, сел на задний редуктор. Попытка задомкратить всю попу за фаркоп провалилась, даже на подготовленной платформе домкрат уходит в землю. Пока ковырялись, неожиданно подъехал мужичок на Шниве, интересовался как-же мы в данное место заезжали. Без применения силы выяснили, что мужичок местный и тоже ищет варианты подъезда. Про то, что после наших танков дорога стала еще более непроходимой, решили интеллигентно умолчать. Время не резиновое, его оставалось все меньше. Размотали стропу и, после 4-5 рывка, Леха и я на пригорке. К кульминации, пешком подтянулись обратно наши два первых экипажа. Порадоваться нечему, впереди дорога подтоплена, только ходом и в разрез колей. На одном дыхании медленно и уверенно, на ровных оборотах проходим неглубокие засады. До Шатура метров 400, прямая, практически сухая дорога среди леса, но с отменными колеями. Первые два экипажа проходят без особых проблем, моя очередь. Перегазовав, чуть не поймал правым боком добротное дерево, но обошлось. Примечательно то, что здесь и Сергеич на своей чудесной резине прошел ни разу не сев на раму. Вот и Шатур, мы практически на месте.
Село встречает нас уже культовым знаком «уступи дорогу», напротив первого дома. Как и при каких обстоятельствах он здесь очутился – загадка. Ждали, признаться, чего-то откровенно мрачного и мистического. Ждали мест, окутанных тайной, неведомых зверушек…

Все гораздо приземленнее, перед нами открылся вполне обычный дачный поселок советского времени. Доля мистики конечно есть – на сегодняшний день здесь много заброшенных, старых домов, отсутствует электричество. Крыши кое-где покрыты железом, что, надо сказать, удивило. Далее последует некоторое количество истории о селе и прилегающих территориях:
Название, судя по всему, досталось в наследство еще от финно-угорских племен. На берегу темной речки Поли когда-то жило племя Мурома, а рядом с ним племя Мещера. Как раз поэтому корень “ур” встречается почти во всех названиях на землях, которые некогда занимала Мурома. Происхождение этого корня до сих пор достоверно не выяснено. В одних источниках выводят его из древне-мордовского слова “ур” – “белка”. В других, “Ур” – “змеиный бог” или “змеиный царь”. змеи действительно часто обожествлялись в языческие времена. Возможно, остатки именно этого культа несколько лет назад исследователи обнаружили восточнее, в глухой рязанской части Мещеры, где в народных представлениях змея занимала место черта. Корень “шат”, родственный мордовским словам, трактуется как “невысокая горка”. Именно на этой горке и возник, а в 16 веке уже стал центром волости Шатур. На древнем холме, возможно, служившем капищем, была поставлена первая деревянная церковь. Самые древние церкви строились на языческих капищах и в Новгороде, и в Муроме, и во многих других городах и весях. Чудские жальные (священные) камни сложены в алтарях старинных церквей Северо-запада России, а во дворе одной из муромских церквей даже лежит поверженный языческий идол. Однако часто древние святыни вписывались в новую религию. Так было и в Шатуре – поклонный камень и священный родник в версте южнее села почитался и в христианские времена. Камень с родником и церкви составляли единый комплекс. Уже в 17 веке здесь стояла церковь Николы Чудотворца. В 1717 году была построена Казанская церковь. На ее месте в конце 19 века была построена новая, теплая церковь. Ее внутреннее убранство было выполнено росписью по холстам молодым и тогда еще неизвестным Грабарем. В середине 19 века в Шатуре открылась одна, а в 1889 году и вторая церковно-приходская школа. После революции Шатур постепенно пришел в упадок. Тому есть объяснение – село располагалось на бедных почвах. Как и тысячи лет назад, основным занятием местного населения была охота. В 1932 году холодную церковь разобрали. Теплая церковь продолжала действовать до конца 50-х годов, пока не была закрыта во время хрущевских антирелигиозных гонений. Летом 1976 года церковь подожгли якобы из хулиганских побуждений.

Осмотрев достопримечательности, расположились на берегу Поли, у живописного, полуразрушенного мостка. На часах около 17.10 и готовить шашлык уже никто не планировал, ведь предстояла еще не менее увлекательная дорога назад по тому-же маршруту. Но, экипаж Павла решил таки это дело организовать и извлек весь необходимый скарб, за что им отдельное спасибо. В эмоциональных разговорах о том, кто как ехал и где садился, время бежало незаметно, впрочем, как и в любой хорошей компании. На болота медленно опускались сумерки, настало время оперативно собираться и вновь прыгать по машинам. Добавлю, что на закате дня в этом месте все-же присутствует непередаваемое ощущение одиночества и заброшенности. Здесь какая-то особенная тишина, на реке застыла зеркалом водная гладь, а деревья стояли неподвижно среди болот. Чуть не забыл, перейдя по опасному мосту на другой берег Поли, мы с Лехой оценили общепринятое болотное изобретение на местный мотив: от кочки до кочки проложенны деревянные мостки, чтобы хоть как-то добираться пешком до цивилизации, не потонув где-нибудь на подходах.

Едем. Не нарушая очередности, огибаем старое кладбище, а затем, выходим на прежний маршрут. На выезде из села два первых экипажа делают попытку объехать разрытый нами же участок дороги по полю слева, по результатам чего, плотно закапываются в жебель. Пашу выносим фактически на руках, а вот с навигатором пришлось повозиться минут 30-40, с применением лопат и джека. В этот момент пришлось смириться с мыслью, что это только начало. Я случайно выбрал верную траекторию справа и немного сэкономил наши силы и время.

19.00, насколько возожно быстро, продвигаемся вперед по знакомому бездорожью. Недоходя пригорка, где дергали Леху, я основательно воткнулся в огромную лужу. Месево по двери, ПТФ-ов в бампере не видно. Димы и Паша как всегда далеко впереди. С Сергеичем извлекаем меня за задний фаркоп динамикой. Прохожу левее от своей колеи, насколько позволяет грунт, за мной, по той же траектории проскакивает Леха. Первые два экипажа пока традиционно вне зоны видимости. Кроме всего, мы не имели какой-либо связи между экипажами, что порядком осложняло передвижение и коллективное взаимодействие. Между тем, впереди было еще одно опасное место, именно оно беспокоило меня от самого Шатура. Длинная топь, первая после въезда в лес с просеки ждала нас через 400-500 м. С горем пополам перемещаемся. Жена употребляет успокоительный чай в штурманском кресле, а я стараюсь объезжать торчащие из земли ветки. Прямо по курсу эта самая лужа. Дима решил не изобретать путей объезда, а проскочить обратно экстримальным способом. Навигатор рыкнул восьмеркой и ходом прошел, чем убил направление окончательно. У Димы все получилось на 5-ку, жаль, но сам я был занят чем-то другим в этот момент и действо не застал. Альтернативный вариант был сложен, объезжать топь предстояло по параллельной тропе между деревьев. Требовалось выполнить правый поворот и уложиться в критическое для машин расстояние между деревьями. Первым пошел Павел, при сложенных зеркалах машина поместилась. Сергеич, имея большой опыт вождения грузовых авто, зеркала оставил в исходной позиции.
После акробатических трюков, наконец-то выбрались на просеку ЛЭП. Солнце садится и, ежу понятно, что лучше бы добраться до асфальта до наступления темноты. Раз уж при свете наше передвижение, мягко говоря, затруднительно, то что же будет при его отсутствии. Решили ускорить темп и пройти ходом некоторые опасные участки с топким, торфяным грунтом, ведь после просеки до асфальта рукой подать – чуть более 1 км. Движение “на авось” принесло свои плоды. Дима набрал обороты момента и взял курс прямиком на тот участок, где мой эксп ехал “на грани”, оставляя глубокие вязкие колеи. Дальше, как по нотам, – Навигатор лихо подпрыгивал на неровностях, но все еще имел возможность двигаться по инерции. Амплитуда вертикальной раскачки увеличивалась с каждым бугром и почти 3-х тонная машина, в очередной раз подпрыгнув, загрузилась всей своей массивной кормой в раскисшую топь по самый бампер, что называется, на все деньги. В этот момент стало на 100% ясно, что быстро не получится. Мы тут, среди мрачного леса по периметру, торфяных болот и местных легенд, на неопределенно долгое время.

</lj-embed>

Открывается второе дыхание, работаем лопатами 30 минут, по колено в грязи… Все старания напрасны, жидкая смесь в ту же секунду затягивает все в исходное состояние. Пытались приспособить джек, все тщетно, какая бы ни была платформа, грязь поглощает ее, а кузов стоит неподвижно. смесь под днищем элементарно играет роль присоски. Она сильно напоминала цемент, на одежде схватывалась моментально и добротно. Закрались мысли о плохом финале сего действа, вплоть до прибывания машины на просеке на неопределенное время. На часах 21.00. Последняя надежда – динамические стропы. Пробую дергать бегемотом – эффект нулевой, это понятно, серьезная разница в весе. Плотно утонувший навигатор лишь слегка подрагивает. три-четыре попытки с хорошего рывка ничего не решили. Цепляем Леху, раз 7 дернув, поняли, что и это ситуацию коренным образом не изменит. Решили тащить двумя экспами и после 3-й попытки извлекли гиганта из болотного плена.
12.00, полная темнота и немного холодает. Мы вымотанные, снова голодные. Бегемот стоит чуть впереди, с включенным ближним. Каждый раз, глядя вдоль просеки в свете фар, ужасаюсь, что еще ждет нас впереди, ведь там сплошь и рядом такие же топкие участки. Периодически заглядываю в машину проведать жену, она уже на грани сна, лишь изредка спрашивая: “Ну как там?” Отвечаю односложно, объяснять подробности нет сил и желания. Прошли с фонарями вперед, по молодняку, левее решили не соваться, а ехать прямо по кустами. Сплетения корней высоких сорняков образуют более крепкий грунт, который более эффективно держит значительный вес.
Первым пошел Сергеич, за ним Паша, Дима. С дрожью в руках, метр за метром одолеваем расстояние до съезда в лес. В последний момент замечаю, что навигатор сильно проваливается кормой, но выбирается своими силами, оставив глубокую воронку после себя. Надеялся, что пройду следом, но ошибался. Воткнулся правой стороной и плюхнулся на поперечину рамы. Сел крепко, сам выехать не могу. Из последних сил извлекаем из Навигатора джек, вывешиваем колесо, закидываем пару валяющихся неподалеку обрезков деревьев, но это не помогает. Дима d, как основной оператор и владелец джека, всю работу, связанную с устройством, выполнял самостоятельно, за что выражаем ему благодарность.
12.40, цепляем Экспа за Навигатор, но есть один важный момент – на бегемоте впереди нет проушин. Они там, конечно, предусмотрены, но как доп. в данной комплектации. Вспоминаю, что в массивной поперечине рамы есть технологические отверстия. Кое-как протискиваю руку под бампер, наощупь продеваю крюк в отверстие с 20-й попытки, а Дима медленно сдает реверсом. Цепляемся, поехали! Эксп выходит без рывка. Как осилили метров 100-150 далее, в памяти не отложилось. Счет пошел на минуты, уже понедельник и через каких-то 6-7 часов начнется рабочий день.
01.30, поворачиваем с просеки в первый пролесок с некоторым душевным спокойствием, далее на нашем пути серьезных засад не предвидилось. Метров 300 вглубь и я замечаю про себя, что такой местности не помню, мы свернули туда-же, откуда приехали, но такой дороги не было. Оказывается, заметили это все. Да, я видел развилку, где мы восстанавливали направление с помощью подручных средств, но дальше все совершенно по-другому. Начинаем верить в аномальщину, место не торопится нас отпускать. Снова вооружившись фонарями, отправляемся в полной темноте искать знакомые пейзажи, похожие на те, где мы проезжали. Мало того что местность абсолютно не имеет ничего общего с прежней, но и дорога представляет из себя все то же месево из глины. Трек на навигаторе говорит об обратном – это та самая дорога. Сказать честно, в это я не верю до сих пор. По машинам, вперед. Как ни странно, этот грязевой участок все прошли без проблем. Видимо, помогло сильное желание побыстрее выбраться. Через несколько минут перед нами раскинулось то самое поле, через которое мы сюда заезжали, приборы не обманули. До асфальта около 700-800 метров полевой, сравнительно сухой дороги.
02:20, подходим к выезду, замечаю в зеркале, что Сергеич и Паша зачем-то отклоняются влево по параллельной колее и выходят в чисто поле, ладно, думаю, им виднее. Поднимаемся по склону вверх и вот он, долгожданный асфальт. Наконец-то, слышим 2 продолжительных гудка от Паши. Он серьезно закопался в полевую, пропитанную весенней влагой почву. Когда же все это закончится… Подтягивается Сергеич, оставляем машины на асфальте, в стопятый раз вооружившись лопатами и другими, уже привычными для нас спас-средствами, выдвигаемся в поле. Эксп сидит плотно, практически как навигатор Димы на просеке. Немного освободили колеса, откинув дерн и воткнули джек. Пришла идея подложить пару досок, которые нашли неподалеку. Мы наивно думали, что это поможет выехать Экспу своим ходом. Не помогло… Прослушивая в процессе лекцию от Димы d о том, как нехоршо отклоняться от маршрута в нашей ситуации, цепляем джек за фаркоп и как-то спасаем попу. В комплектации Limited на Пашином авто была предусмотрена пневма задней подвески, которая на протяжении всего процесса эвакуации, сходила с ума, судорожно пытаясь накачаться. Плохо помню как, но все-таки удается достать и переднюю часть машины. Эксп теперь стоит не на земле, а на искусственном сооружении из досок и всего, что мы нашли в шаговой доступности. Между делом, вспомнил, что оказывается, у меня сегодня день рождения, не помню, что пробудило во мне эти мысли, но было неоднозначное ощущение. Принимаю поздравления от коллектива, понимаю, что если бы не достали Навигатор – накрыли бы на просеке поляну из оставшихся продуктов. Сошлись на том , что запомнится надолго и таким образом я его еще не отмечал.
03:50, шанс первый и последний, если закопается глубже, придется проделывать все заново, но сил нет. Паша втапливает газ и эксп, как пробка из бутылки шампанского, выпрыгивает из ловушки и полным ходом идет поперек глубоких тракторных колей. Возникло ощущение, что он вот-вот развалится пополам на очередной яме. Железа в машине с запасом и спасенный эксп в целости и сохранности прибывает на асфальт.
Все в сборе, собираем весь спас-инструмент и ползем по полю к машинам. Не помню, кто из нас пер джек, но, я только сейчас понимаю, как ему было не легко. Усаживаемся по авто. Жена уже спит, с тревогой доворачиваю ключ на старт, кажется что это никогда не кончится и даже асфальт не гарант нашего успешного возвращения. Через полчаса выезжаем на Егорьевское и на автопилоте добираемся до кафешки, где стоит эксплорер Димы d, здесь же прощаемся с экипажами Павла и Сергеича. Цепляем Эксп за Навигатор и едем дальше. На всякий случай решаю проводить ребят до МКАД’а, выдвигаемся колонной из трех машин и через 2 часа добираемся до Москвы, прощаемся на развязке с ребятами и через 25 минут заползаем домой. Прибыли донельзя измотанные, с ног до головы грязные, но полностью удовлетворенные этим приключением. А поспать нам выдалось всего полтора часа.

В статье использованы фото- и видеоматериалы участников клуба www.ford-trucks-club.ru/, а также, вспомогательные материалы ресурса shushmor.narod.ru

автор: Kostey

оригинал статьи находится по адресу: http://ru-discoverers.livejournal.com/4108.html#cutid1

Видео c поездки:

Коротенький клип с самыми интересными моментами с вылазки в Шатур

Более подробное видео с рейда в заброшенную деревню Шатур, уже на 30 минут

Все фотоматериалы поездки:

Расскажи друзьям:
  • Одноклассники
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • email
  • Facebook
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • MySpace
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Twitter
  • Блог Li.ру
  • Блог Я.ру
  • Сто закладок
  • МоёМесто.ru
  • БобрДобр
  • Google Buzz
  • Add to favorites
  • PDF

Рубрики: Заброшенные деревни, Отчеты о поездках

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Один отзыв на «Таинственный Шатур»

Ваш отзыв